Новости НИИХП
Новости НИИХП
В условиях пандемии рынок хлебобулочных подвергается действию разнонаправленных факторов
В условиях пандемии рынок хлебобулочных подвергается действию разнонаправленных факторов

Недавно Росстат опубликовал предварительные итоги 2020 г. в части производства основных видов продукции за 2020 г. В результате по его данным объемы производства муки пшеничной и пшенично-ржаной упали на 2,5%, хлебобулочных изделий недлительного хранения — на 3,9% (https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/8.htm).

В условиях пандемии рынок хлебобулочных подвергается действию разнонаправленных факторов, среди способствующих снижению можно отметить падение государственного заказа в связи с длительным закрытием образовательных и детских учреждений, рост домашнего хлебопечения, уход с рынка части малого бизнеса. В условиях резкого роста цен на муку ушли с рынка и некоторые средние игроки.  К этому добавился существенный рост заболеваемости в последние месяцы года, который в результате закончился снижением численности населения, по данным Росстата составившей 688,7 тыс. чел. (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/TwbjciZH/edn12-2020.html). При этом уменьшилась и численность мигрантов, являющихся потребителями массовых сортов недлительного хранения. Как раз наибольшими темпами учтенного Росстатом падения характеризовался 4-й квартал, т.е. пик пандемии.

Конечно, данные Росстата не учитывают значительную часть производства и в большой степени отражают состав и количество субъектов, сдающих статистическую отчетность, чем реальное потребление. Уточненные результаты, в том числе ассортиментная структура, будут опубликованы позже, что позволит сделать более обоснованные выводы. Однако уже сейчас стали появляться статьи по анализу итогов развития рынка в ушедшем году. К сожалению, вместо объективного анализа некоторые из них содержат недостоверные, приведенные без ссылки на соответствующие источники, данные и сделанные на их основе произвольные выводы.

Так, в опубликованной на сайте Федеральный бизнес журнал от 09.02.21 года публикации «Кому В России Хлеба Не Досталось» приводится совершенно фантастическая цифра некоего «рынка хлебобулочных изделий России» за 2019 г. 11,5 млн. т. Одновременно представлены данные о количестве работающих предприятий по отсутствующему в ОКВЭД виду деятельности «Производство хлебобулочных и мучных изделий» - 17,5 тыс.  При этом официальная цифра производства хлебобулочных изделий согласно Росстату составила 6,2 млн.т. Какую методику расчета и какие источники использовали неизвестные авторы, они не открывают.

Ничего, кроме недоумения не вызывают рассуждения о росте цен на хлеб и низком уровне конкуренции на рынке. Любому объективному наблюдателю известно, что розничные цены на массовые сорта хлеба существенно различаются по разным регионам и находятся на уровне ниже самых бедных стран Евросоюза, при том, что цены на основные виды сырья соответствуют мировым. Ни на чем не основан вывод о том, что, оказывается, «уровень конкуренции на региональных рынках в России в два раза ниже, чем за рубежом».

За основу такого «псевдоанализа» взят показатель «количества единицы субъекта хлебопечения на 10000 человек». Известно, что показатели оценки уровня конкуренции на продуктовом рынке были еще в 30-х годах прошлого века разработаны классиками политической экономии А.Лернером, Дж.Робинсоном и другими, нашли отражение в антимонопольном законодательстве и практике работы антимонопольных органов ряда стран, в том числе, России. Однако ничего подобного там обнаружить не удается. Возможно такой показатель имел бы смысл в средневековом городе 17 в. с низкой социальной мобильностью, господством ручного труда и отсутствием современной логистики и разнообразных каналов распределения хлебобулочных изделий. Тем не менее Российская Гильдия пекарей и кондитеров (РосПик) уже давно муссирует этот странный показатель, почему-то полагая, что на 10000 человек должно полагаться именно 2, а не 5 или 10 этих субъектов. Например, на сайте этой организации можно прочитать, что «развитие хлебопечения на региональных рынках путем создания условий для новых бизнесов позволит достичь показателя количества субъектов хлебопечения из расчета 2 ед. на 10 тыс. человек населения, а также будет способствовать созданию к 2030 году до 13 тысяч новых субъектов малого и среднего предпринимательства в хлебопечении, т.е. свыше 230 тысяч новых рабочих мест». При этом авторы никогда не раскрывают, ни откуда они взяли цифру 2, ни за чей счет они собираются создавать эти субъекты, правда смутно намекая на региональные программы, которые, видимо, и должны предоставлять эти средства. Наиболее вероятно, цифра 2 взята из какого-либо старого отчета о состоянии малого и среднего бизнеса в Евросоюзе, хотя ситуация в Европейских странах существенно различается и развивалась совершенно по другому сценарию, чем в России. Например, в Объединенном Королевстве, Нидерландах, Ирландии преобладает промышленное хлебопечение, в Испании, Италии и особенно Греции, малое, в Германии велика доля так называемых «сетевых» пекарен. Такой подход совершенно не учитывает современных направлений развития организации хлебопечения, связанных с цифровизацией экономики, создание новых форматов, развитие интернет торговли, многосторонних платформ.

Следствием применения такого оригинального «механистического» подхода, является получение достаточно странных выводов. Оказывается, наиболее плохо обеспечено хлебом население Санкт-Петербурга, рынок которого является одним из наиболее перспективных и крупных в России, привлекает ведущих международных игроков и характеризуется быстрым развитием современных форматов, включая франшизные пекарни-кафе известных мировых брендов.

Непонятным является также представленный список предприятий, где сопоставляются два производителя хлебобулочных изделий, в основном недлительного хранения, один производитель снеков, в том числе сухарных, производитель кондитерских изделий и российская дочка одной из ведущих мировых компаний — производителей зерна и продуктов его переработки. При этом доля хлебобулочных изделий в их выручке совершенно не учитывается. 

Игорь Иосифович Шапошников, руководитель направления экономических исследований и прогнозирования, ведущий научный сотрудник НИИ хлебопекарной промышленности, кандидат технических наук

Ещё материалы: